Воскресенье, 05.05.2024, 03:26
Приветствую Вас, Гость

НАКАЗАНИЕ ИЛИ ПООЩРЕНИЕ 
Наказания и поощрения играют большую роль в процессе воспитания ребнка. Как правильно применять эти «воспитательные средства»? На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания, и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным — поощрение. 
Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребёнка, а в худшем — ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания. 
Часто наказание, если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок. 
Необходимо помнить, что: 
- за один проступок должно следовать одно наказание; - не следует откладывать наказание. В силу длительной отсрочки существует вероятность того, что у ребёнка не возникнет связь между проступком и наказанием; - нельзя наказывать ребёнка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день; - не стоит наказывать перед сном — ребёнок будет плохо спать; - нецелесообразно наказывать ребёнка за едой — пища будет плохо усваиваться; - при любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей; - ребёнок должен быть информирован о том, за что будет наказан и в какой форме; 
- при наказании детей исключено также припоминание прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребёнок наказывается именно сейчас; - если ребёнка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Лучше выйти из комнаты. Позже, в отсутствие ребёнка, можно выяснить свои разногласия; - если у вас возникло сомнение, наказывать ребёнка или нет, лучше откажитесь от наказания. Наказанием для ребёнка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека. 
Поощрение — более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребёнок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его. 
Данный механизм не применим к наказаниям. Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребёнок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующее наказанию, связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеку. 
Награда, одобрение и похвала возвышают ребёнка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное — значит и самому испытывать радость. Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего. Кроме того, ребёнок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки. 
Но не стоит понимать всё вышесказанное дословно и оставлять без внимания любые плохие действия ребёнка. Если он сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей), то психологической подоплекой такого рода действий с его стороны зачастую является проверка родительской силы и границ их возможностей. Если родители не способны постоять за себя, то ребёнок не может быть уверен в том, что в ситуации опасности они смогут его защитить. Воспитание заключается в том, чтобы ребёнок, осознавая и оценивания свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым. 
Суть наказания состоит в том, чтобы ребёнок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребёнок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим, которое возникает только после полученного и зачастую уже ожидаемого ребёнком наказания. Важно, чтобы ребёнок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным. Справедливым считается наказание, которое ребёнок получает за нарушение правил, обсуждённых и установленных родителями и которые известны ребёнку. 
    Прощение — это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать ВСЕ и ВСЕГДА — значит потерять авторитет и возможность влиять на ребёнка. 
    Как просьба о прощении, так и способность прощать требуют немалых душевных сил. Простить — значит стереть из памяти то, что обидело. Но для этого необходимы время, понимание и осознание причин, которые побудили ребёнка совершить проступок. Следует рассказать обидчику, что вы испытывали, когда он причинил вам боль, дать ему время на обдумывание, стоит ли просить прощения сейчас и в какой форме это лучше сделать. Ни в коем случае не торопите его. 
Важно также при совершении ребенком какого-либо нежелательного поступка выяснить его мотивы: сделан ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из мотивов следует оценивать случившееся. 
    Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребёнка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостью и самим ребёнком. Часто родители сгоряча говорят: «Ты совершил это, и почему ты плохой!» Но следует прежде всего донести до ребёнка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок. Лучше сказать так: «Как ты мог? Я от тебя этого не ожидал(а). Ты ведь такой умный ребёнок, все понимаешь, я тобой очень горжусь. Не расстраивай меня больше, ладно?» Необходимо, чтобы ребёнок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии. 
Поощрять следует только неординарные поступки, те, которые совершены ребёнком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. И здесь уже уместно отождествление личности ребёнка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!» Если же, совершив что-то значительное, ребёнок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности. 
Подумайте, чего больше в ваших воспитательных приемах — поощрений и похвалы или наказаний и осуждений? Помните: поощрение более действенное воспитательное средство, чем наказание. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие.